Новое расследование телеканала Al Jazeera бьет по президенту Порошенко за его коррупцию

13-02-2018

Сайт международного телеканала Al Jazeera опубликовал расследование о купле-продаже медиахолдинга United Media Holdings (UMH) в 2013 году, владельцем которого тогда был предприниматель Борис Ложкин, а покупателем — сейчас олигарх-беглец Сергей Курченко.

 

После обнародования расследования телеканала, штаб-квартира которого расположена в Катаре, украинские антикоррупционные активисты говорят, что есть основания для расследования антикоррупционных органами относительно того, не были ли при купле-продаже Курченко использованы «грязные деньги», которые мог получить Ложкин. Активисты также отмечают, что если власть не возьмется серьезно за борьбу с коррупцией, тогда такие разоблачения будут появляться и в дальнейшем. Об этом говорится в сегодняшней публикации в «Радио Свобода».

 

В расследовании телеканала Al Jazeera говорится, что Сергей Курченко, который назван «газовым волшебником Украины» времен экс-президента Виктора Януковича, нашел около 500 миллионов долларов на покупку медиа-холдинга Бориса Ложкина UMH. В частности, в холдинг входил журнал Forbes Ukraine, который вел расследование против Курченко.

 

В публикации отмечается, что продажа была «запятнана грязными деньгами и этот осадок не смыть».

 

Если коротко передать суть сделки, то Курченко, как сказано в расследовании, взял кредит в государственном «Укрэксимбанка», и что эти деньги были грязными, поскольку исходят из займа, обеспеченного украденными активами.

 

Сама сделка имела место в 2013 году, и была завершена в конце октября того же года.

 

«Для того, чтобы заплатить Ложкину и его партнерам, Курченко получил заем в размере 160 миллионов долларов США из государственного банка. Прокуратура установила, что это было сделано с помощью краденых активов », — говорится в статье.

 

Дарья Каленюк, исполнительный директор Центра противодействия коррупции, говорит, что в покупке медиа-холдинга фигурируют некоторые компании Курченко, которые украинскими правоохранительными органами признаны такими, что отмывали грязные деньги Януковича и его окружения. Надо заметить, что купля-продажа осуществлялась через ряд в том числе оффшорных компаний.

 

«Все это требует расследования, требует уголовного производства», — отметила Каленюк в интервью «Радио Свобода».

 

Мотивы купли-продажи

 

В статье на сайте Al Jazeera говорится, что Курченко покупал холдинг у Ложкина, чтобы положить конец критическим публикациям относительно его и его бизнеса в СМИ, которые были частью холдинга.

 

«Было очевидно, что Курченко не нравилось, что в отношении него журналисты пытаются найти правду, пытаются найти документы, подтвердить доказательства его незаконной деятельности. И проще всего заткнуть журналистов — это просто стать владельцем медиа, которое определяет редакционную политику », — говорит Каленюк в интервью.

 

Также в украинской прессе ранее писали, что Курченко мог покупать медиа-холдинг «под Януковича» и его будущие политические планы.

 

«Всем было известно, что Курченко был молодым олигархом, который на самом деле стал кошельком Януковича, и через него собирали активы Янукович и его соратники», — замечает Каленюк в интервью.

 

По ее словам, продажа также могла свидетельствовать не в пользу Ложкина.

 

«Как может этот человек, во-первых, взять грязные деньги, а во-вторых, отдать медиа-активы в жертву, зная, что придет тот, кто будет закрывать рты журналистам и цензурировать их. Ну, это о многом говорит не в пользу Ложкина», — указывает Каленюк в интервью «Радио Свобода».

 

После смены собственника многие журналисты холдинга ушли, а Forbes выяснял дела с Курченко о правомерности использования его известного бренда.

 

Связан ли Порошенко?

 

Статья телеканала Al Jazeera называется «Связан ли президент Порошенко с сомнительной сделкой на 500 миллионов долларов?»

 

Читайте также: Те що 54% українців проголосували за Порошенко, це маніпуляція. Люди не голосували за те, щоб він займався грабежами, — Хмара

В расследовании говорится, что к 2013 году Порошенко принадлежал журнал и несколько других СМИ, а также чуть менее трех процентов акций UMH. И Порошенко утверждает, что перестал контролировать это медиа к продаже Курченко в июне 2013 года.

 

Al Jazeera отмечает, что документы компании указывают на то, что хотя Порошенко, возможно, отказался от своих журналов и радиостанций, он владел своими акциями до октября 2013 года.

 

Но представитель президента сказал, пишет Al Jazeera, что Порошенко не обладал прямо или косвенно любыми корпоративными правами в UMH по состоянию на 28 октября 2013 года — момента продажи.

 

«Соответственно, господин Порошенко не получал каких-либо средств от продажи, которая упоминается в нашем запросе, и, таким образом, не имел каких-либо налоговых обязательств», — говорится в статье со ссылкой на президентского пресс-секретаря.

 

По словам спикера, Порошенко продал свои доли во всех проектах UMH в 2012 году и в мае 2013 года соответственно.

 

Каленюк в интервью Радио Свобода настаивает: «Этот факт должен быть проверен в рамках уголовного производства. То есть, была ли в собственности какая-то доля на октябрь 2013 года».

 

А Ярослав Юрчишин, исполнительный директор Transparency International Украина, говорит в интервью «Радио Свобода», что как представитель уважаемой организации глобального представительства в Украине, пока не может давать обоснованной оценки.

 

«По документам, которые есть, нужно их верифицировать, а во-вторых, фактически проверить предположение о совпадении двух событий — выхода (Бориса Ложкина) с Национального инвестиционного совета и обращения соответствующего канала. Мы сделали ряд запросов и сейчас пытаемся собрать эту конкретную информацию. То есть, есть основания для рассмотрения, но пока трудно говорить об основаниях для выводов», — говорит Юрчишин.

 

Президент Порошенко освободил Ложкина из Национального инвестиционного совета 8 февраля — как утверждает Al Jazeera, через несколько часов после того, как канал связывался с Администрацией президента насчет реакции на эту историю.

 

«Пока не будет — до тех пор будет продолжаться»

 

Что касается самого расследования международного телеканала, то Юрчишин заметил, что второй раз за достаточно короткий период времени из одного источника, с одного канала, которой «до того не был причастен к системному освещению проблематики борьбы с коррупцией в Украине, на нем появляются такие инклюзивные интервью, можно понять, что у Al Jazeera появился системный обличитель».

 

По словам Юрчишина, таким источником может быть кто-то достаточно близкий к среде как действующей, так и предыдущей власти, который ориентируется и хорошо представляет взаимоотношения между представителями ключевых политических игроков.

 

Но здесь есть и более широкая проблема, добавляет Юрчишин.

 

«Сейчас, из-за такой достаточно аморфной позиции украинской власти в борьбе с коррупцией, имеем ситуацию, когда на внешней арене появляется игрок, который пользуется сей аморфностью и начинает бить по украинской власти. Насколько это аргументировано или содержательно — здесь нужно в каждом случае разбираться, — говорит Юршичин в интервью «Радио Свобода».

 

«Но уже сейчас четко понятно, что торможение, затягивание борьбы с коррупцией сейчас играет против украинской власти. Ее бьют за то, что она обещала сделать, обещала как обществу, так и международным партнерам, — замечает Юрчишин, — И если украинская власть не будет бороться с коррупцией, такие разоблачения будут появляться и появляться».